ФИО участника конкурса
Хлызова
Светлана
Вячеславовна
Должность
учитель изобразительного искусства
Место работыМАОУ СОШ № 15
Аннотация проектаПроект “Урало-сибирская роспись и ее роль в сохранении и развитии народных традиций” Школьный возраст – время, когда, благодаря непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира закладываются основы духовности личности. Современные требования к общеобразовательным школам по воспитанию человека как личности с высоким нравственным потенциалом, дают основания предполагать, что именно изобразительная деятельность может дать начало возрождению духовной личности через свое природное восприятие народного творчества, его возрождения, что именно изобразительная деятельность может стать источником воспитания высокоразвитой духовной личности, так необходимой для развития настоящего и будущего общества. Поэтому в своей школе мы стараемся раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, сформировать гармоничную личность и развить уважение к своей Родине. В данном проекте предусмотрено обучение детей основам урало - сибирской росписи, знакомство с историей создания росписи, а также изучение основ композиций росписи. В своем проекте мы раскрываем, что роспись по дереву является частью и самостоятельной разновидностью декоративно – прикладного искусства, а также используется для украшения предметов быта и декоративных изделий. Актуальность проекта Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потерям связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру В настоящее время возникает острая необходимость в изучении национально – регионального компонента творческого потенциала культуры своей малой Родины, что способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, фольклору, традициям. Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Проект “Урало-сибирская роспись и ее роль в сохранении и развитии народных традиций” имеет следующие цели: - Сознательное, целеустремленное приобщение детей к истокам куль¬туры народа. - Формирование навыков художественной деятельности через истоки народного творчества. - Формирование нравственно-эстетической отзывчивости через эмоци¬ональное восприятие увиденного в красоте родного края и харак¬терного народного творчества. - Понимание красоты через культуру других народов. Исходя из целей и с учетом условий изучения элементов росписи в средней общеобразовательной школе выделяются следу¬ющие задачи: - Расширить и углубить знания декоративно-прикладного искусства. - Дальнейшее развитие творческих способностей образного мышления. - Ознакомить учащихся с основами цветоведения. - Дать основы композиции. - Раскрыть практическое значение росписи на примерах декоративно-прикладного характера. - Привить учащимся культуру труда в творческих работах. Значимость данного проекта заключается в том, что Занятия урало - сибирской росписью, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время. Изучая декоративно-прикладное искусство на занятиях в школе, учащиеся соеди¬няют знания технических приемов с художественной фантазией, прису¬щей их детскому воображению, создают не только полезные, но и кра¬сивые изделия. Работу ребят над созданием изделий, неразрывно свя¬занную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и вы¬полнением росписи, можно смело назвать творческой. Порой считают, что подобное приобщение школьников природным ремеслам целесообразно лишь в исторически сложившихся художественных центрах, там, где есть условия для настоящей профессиональной под¬готовки. Однако, опыт показывает, что это не так. "Раннее приобщение к народному искус¬ству, к овладению его приемами, - по мнению Б.М.Неменского,- вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художествен¬ных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и по¬лезных вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здоро¬вого нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса". Задача руководителя состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народным мастером, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель раскрывает способности учеников, помогает им в преодолении трудностей, прививает им интерес к народному искусству Свои знания, опыт необходимо передавать ребятам, заинтересовывать и увлекать их. Т. Я. Шпикалова отмечает: «Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее: народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений, произведения народного и декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами изобразительного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности». Содержание занятия направлено на выполнение творческого задания, которое определяет характер и отличи¬тельные особенности Урало-сибирской росписи. Для решения поставленной цели и содержания использовались следующие методы: -На занятии декоративно-прикладным творчеством главным принципом обучения является наглядность и постепенность -широко используется словесный, практический и игровой прием -лекционно-практическая форма изложения учебного материала, практи¬ческие виды работ, копирование образцов, творческие задания должны обеспечить выполнение целей и задач занятия -для рассмотрения основ росписи применялись образцы работ художни¬ков, таблицы, методическая литература, презентация -на занятих использовались наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые выполнены самим педагогом - использованы интернет технология и мультимедийное оборудование при проведении занятий -также использована презентация, выполненная педагогом, и учащимися на занятиях - в течение всего занятия работа проводилась таким образом, чтобы учащиеся узнавали что-то новое и интересное, успевали выполнять намеченную практическую работу. Психологические исследования показывают, что не все учащиеся могут воспринимать красоту окружающего мира. Поэтому на данном занятии мы опираемся на механизм реализации разноуровнего подхода в обучении. Характерными особенностями данного занятия является: - учет основных особенностей, присущих народному искусству, благодаря которым оно рассматривается как органичная часть современной культуры (важнейшими из них выступают: традиционность, вариативность и импровизационность народного искусства, фольклорность и символичность образного языка, поэтическое и одухотворенное отношение к природе, мажорность и праздничность, детскость и непосредственность художественных образов) -учет творческих законов и принципов декоративно-прикладного искусства -освоение и использование системы средств художественной выразительности, присущих разным видам искусства. -Тема каждого занятия, помогает учащимся понять искусство Урало-Сибирской росписи. -Форму подачи материала разнообразили предметы декоративно-прикладного искусства и подлинные экспонаты музея. -На занятии велась работа с такими понятиями, как: Урало-Сибирская роспись, профессиональные живописцы и иконописцы, травный орнамент, элементы и мотивы росписи. -Задача учителя состояла в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народным мастером, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, пода¬рить радость творчества, научить работать. - Подбор творческих заданий был составлен с учетом воз¬растных особенностей. Критерии оценивания работ учащихся по урало-сибирской росписи: - уровень усвоения материала выявляется в беседах - качество выполнения творческих индивидуальных заданий -уровень самостоятельности в выполнении работы -использование художественно-графических средств -оригинальность в работе -правильность выполнения элементов и мотивов росписи -аккуратность. Занятие урало-сибирской росписью создало условие для успешной творческой работы учащихся, для возможности получить знания, умения и навыки. Дети реализовали свои конкретные изделия, в результате чего утилитарное соединяли с эстетическим и это дало возможность ребенку ощутить свою значимость в общем деле. Основные принципы занятия: - соответствовать возрастным особенностям учащихся - активного включить в разнообразную художественно-творческую деятельность (изобразительную, трудовую) - на основе принципа индивидуальной работы с каждым учеником - бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. На занятиях по данной теме потребуются следующие материалы и инструменты: - альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов - краски гуашевые 12 цветов (в наборе необходимо присутствие красок красного, белого, черного, зеленого, синего цвета), на первом году обучения можно использовать набор из 6 цветов - кисти колонковые №1, 2, 4 (их можно заменить беличьими) - банка для набора воды - мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти - деревянные изделия для росписи (разделочные доски, веселки, яйца, шкатулки и т.д.) - мелкая шкурка № 0, 1 - лак яхтный для покрытия готового изделия. Атмосфера занятия “Урало-сибирская роспись и ее роль в сохранении и развитии народных традиций” отличается свободой, раскованностью и импровизацией, так как все элементы росписи выполнялись без предварительного рисования карандашом, сразу кистью (на кисть набираем два цвета и благодаря этому получаем живописный переход от середины мотива к контуру), что активизировало детей, так как многие из них добились положительных результатов и получили удовлетворение от процесса рисования. На занятии были созданы условия для успешного обучения каждого ученика. Работы выполнялись гуашью, так как она легко ложится на бумагу, дает возможность исправить, перекрыть другим цветом неполучившееся изображение. Занятие показало, что, если при объяснении какой-либо закономерности росписи, не активизировать зрительное восприятие учащихся, то любое теоретическое обоснование не сразу осознается учащимися, и это сразу сказывается на результатах изображения. На занятии раскрылся один из важных законов декоративного искусства – сохранение определенной плоскости. Особое внимание уделялось разнообразию форматов, чтобы не вырабатывать стереотипов, а приучать учащихся самим выбирать формат в зависимости от замысла. Художественная направленность работы помогла школьникам осознать свою силу творцов прекрасного. Организованная деятельность учащихся на занятиях помогла стать им инициативными, последовательными, усидчивыми и довести начатое дело до конца. Были созданы условия для формирования приемов кистевой росписи, умения компоновать и украшать предметы. В течение всего занятия работа проводилась таким образом, чтобы учащиеся узнавали что-то новое и интересное, успевали выполнять намеченную практическую работу. При проведении занятия использовалось не только слово, но и наглядный материал подлинных экспонатов. Разработанное занятие по ознакомлению с искусством Урало-Сибирской росписи было доступно и интересно для учащихся школы, так как оно приобщило детей к ценностям общества и открыло возможности образования в будущем. Работы детей будут использованы для оформления интерьера школы, а также для участия в конкурсах.